Начальное общее образование

YrBepxAeHa PeueHr.IeM

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

MEOy

oolll

Сертификат:
3762766A457CF310221AB8938F630D87B013BBB0
Владелец: Мазур Ольга Юрьевна
Действителен: с 01.12.2021 до 01.03.2023

OcnosHaq o6pasonarelbHaq [porpaMMa HaqaJlr'Horo
o6rqero o6paionanun 6.11 1 r'lacca no 'DIOC -2021
(na YPosenr IIOO)
sa 2022-2023 Y're6nrrfi ro4

(

s

-t

'l

Утверждена решением
педагогического совета
МБОУ ООШ № 32 им. Москвича Б.Е.
от 22.03.2022 № 4
директор МБОУ ООШ № 32
им. Москвича Б.Е.
_____________О.Ю.Мазур

Основная образовательная программа начального
общего образования для 1 класса по ФГОС – 2021
(на уровень НОО)
на 2022-2023 учебный год

1

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ................................................................................
1.
1.1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ..............................................................................
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ....................................................

1.2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ...........................................................................................
1.3.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ..............................................................................................
1.4.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .........................................................................
1.4.1. Общие положения............................................................................
1.4.2. Особенности оценки метапредметных и предметных
результатов
1.4.3. Организация и содержание оценочных процедур ........................
2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ ..............................................................

2.1 РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ............................
2.2.
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ..............................................................................
2.2.1. Значение сформированных универсальных учебных действий
для успешного обучения и развития младшего школьника ......... Error!
Bookmark not defined.
2.2.2. Характеристика универсальных учебных действий......... Error!
Bookmark not defined.
2.2.3. Интеграция предметных и метапредметных требований как
механизм конструирования современного процесса образования ..........
2.2.4. Место универсальных учебных действий в рабочих
программах
2.3. ПРОГРАММАВОСПИТАНИЯ .................................................................
3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ.........................................................

3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .....
2

3.2.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ОРГАНИЗАЦИИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ......
3.3.

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...................................

3.4.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ........

3.5.
СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .............................................
3.5.1. Кадровые условия реализации основной образовательной
программы начального общего образования .............................................
3.5.2. Психолого-педагогические условия реализации основной
образовательной программы начальногообщего образования ................
3.5.3. Финансово-экономические
условия
реализации
образовательной программы начального общего образования ...............
3.5.4. Информационно-методические
условия
реализации
программы начального общего образования .............................................
3.5.5. Материально-технические условия
реализации основной
образовательной программы .......................................................................
3.5.6. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе
условий

3

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
При создании основной общеобразовательной программы начального
общего образования МБОУ ООШ № 32 им. Москвича Б.Е. учитывает
следующие требования.
1. Программа построена с учётом особенностей социальноэкономического развития Краснодарского края, Кущевского района, специфики
географического положения, природного окружения, этнокультурных
особенностей и истории Краснодарского края, Кущевского района;
конкретного местоположения образовательной организации.
2.При подготовке программы учитывался статус младшего школьника,
его типологические психологические особенностии возможности, что
гарантирует создание комфортных условийдля осуществления учебной
деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия
каждого ребёнка.
3.При необходимости программа начального общего образования
предполагает создание индивидуальных учебных планов,особенно в случаях
поддержки одарённых младших школьников (в том числе для ускоренного
обучения) или детей, входящих в особые социальные группы (дети
мигрантов; дети с особым состоянием здоровья, с девиантным поведением и
др.).
4. Обязательным требованием является учёт запросов родителей
(законных представителей) обучающегося: организация курсов внеурочной
деятельности, индивидуальные консультации и др.
5.Образовательная организация обязана обеспечивать выполнение
гигиенических нормативов и соблюдение санитарно-эпидемиологических
требований
к
организации
обучения.С
учётом
современной
действительности в образовательной программе должны быть прописаны
требования к обучению в дистанционном режиме. Основная образовательная
программа построена в соответствии с логикой представления образовательной
организацией программы начального общего образования и раскрывает
возможный
вариант
наполнения
следующих
разделов:целевой,содержательный,организационный.
1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» начальное общее образование относится к основным
образовательным программам (наряду с образовательной программой
дошкольного образования и образовательной программой основного общего
образования,статья 12 Закона) и характеризует первый этап школьного
обучения.Образовательная программа понимается в Законе «Об образовании в
Российской Федерации» как комплекс основных характеристик образования
(объём,содержание,планируемые
результаты)
и
организационнопедагогических условий, реализация которых обеспечивает успешность
4

выполнения ФГОС каждого уровня образования.
Программа начального общего образования, которая создаётся
образовательной
организацией,
является
основным
документом,
регламентирующим
образовательную
деятельность
образовательной
организации в единстве урочной и внеурочной деятельности, при учёте
правильного соотношения обязательной части программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса.
Целями
реализации
программы
начального
общего
образованияявляются:
1. Обеспечение успешной реализации конституционного права
каждого гражданина РФ, достигшего возраста 6,5—7 лет, на получение
качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание
каждого обучающегося.
2. Организация учебного процесса с учётом целей, содержания и
планируемых результатов начального общего образования, отражённых
вобновленном ФГОС НОО.
3.Создание условий для свободного развития каждого младшего
школьника с учётом его потребностей, возможностей истремления к
самореализации; отражение в программе начального общего образования
деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных
программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся или для
детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке
педагогов.
4.Возможность для коллектива образовательной организации проявить
своё педагогическое мастерство, обогатить опыт деятельности, активно
участвовать в создании утверждении традиций школьного коллектива.
Достижение поставленных целей предусматривает решение
следующих основных задач:
1)
формирование
общей
культуры,
духовно-нравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие
творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья; — обеспечение
планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок,
приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося
младшего школьного возраста,индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
2)
становление и развитие личности в ее индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости;
3)
обеспечение преемственности начального общего и основного
общегообразования;—достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования всеми
обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями
здоровья (далее—дети с ОВЗ);
5

4)
обеспечение
доступности
получения
качественного
начального общего образования;—выявление и развитие способностей
обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через
систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно
полезной деятельности; — организация интеллектуальных и творческих
соревнований,научно-технического
творчества
и
проектноисследовательскойдеятельности;
5)
участие
обучающихся,
их
родителей
(законных
представителей),
педагогических
работников
и
общественности
в
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
6)
использование в образовательной деятельности современных
образовательных технологий деятельностного типа;
7)
предоставление обучающимся возможности для эффективной
самостоятельной работы;
8)
включение
обучающихся
в
процессы
познания
и
преобразования
внешкольной
социальной
среды
(населенного
пункта,района,города).
Создавая программу начального общего образования, образовательная
организация учитывает следующие принципы еёформирования.
Принцип
учёта
ФГОС
НОО:
программа
начального
общегообразования базируется на требованиях,предъявляемых ФГОС НОО к
целям,содержанию,планируемым результатам и условиям обучения в
начальной школе: учитывается также ООП НОО.
Принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования
образовательной организации программа характеризует право получения
образования на родном языке из числа языков народов РФ и отражает
механизмы реализации данного принципа в учебных планах, а также планах
внеурочной деятельности.
Принцип учёта ведущей деятельности младшего школьника:
программа обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре
учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех
компонентов учебной деятельности(мотив, цель, учебная задача, учебные
операции, контроль и самоконтроль).
Принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает
возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных
планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересами. При этом учитываются запросы родителей (законных
представителей) обучающегося.
Принцип преемственности и перспективности: программа должна
обеспечивать связь и динамику в формировании знаний, умений и способов
деятельности между этапами начального образования, а также успешную
адаптацию обучающихся к обучению в основной школе, единые подходы
между их обучением и развитием на начальном и основном этапах школьного
6

обучения.
Принцип
интеграции
обучения
и
воспитания: программа
предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку разных
мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и
познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения
к действительности.
Принцип здоровьесбережения: при организации образовательной
деятельности по программе начального общего образования недопускается
использование технологий, которые могут нанести вред физическому и
психическому
здоровью
обучающихся,приоритет
использования
здоровьесберегающих
педагогических
технологий.Объём
учебной
нагрузки,организация всех учебных и внеучебных мероприятий должны
соответствовать требованиям действующих санитарных правил игигиенических
нормативов.
В программе определяются основные механизмы её реализации,
наиболее целесообразные с учётом традиций коллектива образовательной
организации, потенциала педагогических
кадров и контингента
обучающихся. Среди механизмов, которые возможно использовать в
начальной школе,следует отметить: организацию внеурочной деятельности с
разработкой учебных курсов, факультативов, различных форм совместной
познавательной деятельности (конкурсы, диспуты, интеллектуальные
марафоны и т.п.).Положительные результаты даёт привлечение к
образовательной деятельности школы организаций культуры (к примеру,
музеев,
библиотек,
стадионов),художественных
и
театральных
студий.Эффективным
механизмом
реализации
программ
является
использование индивидуальных программ и учебных планов для отдельных
обучающихся или небольших групп.

7

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа начального общего образования является стратегическим
документом образовательной организации,выполнение которого обеспечивает
успешность организации образовательной деятельности, т.е. гарантию
реализации статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации».В соответствии с законодательными актами образовательная
организация самостоятельно определяет технологииобучения, формы его
организации (включая модульные курсы), а также систему оценивания с
соблюдением принципа здоровьесберегающего обучения.
Программа строится с учётом психологических особенностей
обучающегося младшего школьного возраста.Наиболее адаптивным сроком
обучения в начальной школе, установленным в РФ,является 4 года. Общее
число учебных часов не может составлять менее 2954ч и более
3190ч.Соблюдение этих требований ФГОС НОО связано с необходимостью
оберегать обучающихся от перегрузок, утомления, отрицательного влияния
обученияна здоровье.При создании программы начального образованияследует
особо учитывать статус ребёнка младшего школьного возраста.Впервый
класс приходят дети с разным уровнем готовности к обучению, у многих не
сформирована произвольная деятельность, они с трудом принимают
требования учителя,часто отвлекаются, быстро устают.Желание учиться
поддерживается
школьными
успехами,
но
неудачи
быстро
разрушаютпознавательные
мотивы. Всё это побуждает
учителя
особеннобережно относиться к младшим школьникам, оказывать помощь и
поддержку,помогать адаптироваться к новой—учебной деятельности,которая
становится ведущей в этом возрасте.
Разные
виды
индивидуально-дифференцированного
подхода
характеризуются в программе начального общего образования,причём внимание
учителя уделяется каждому обучающемуся, независимо от уровня его
успешности.С учётом темпа обучаемости, уровня интеллектуального
развития, особенностей познавательных психических процессов педагог
оказывает поддержку каждому учащемуся.
В исключительных случаях образовательная организация може т с
учётом особых успехов обучающихся,высокого темпа обучаемости или
особых условий развития ребёнка сократить срок обучения в начальной школе.
В этом случае обучение осуществляется по индивидуально разработанным
учебным планам.Вместе с тем образовательная организация должна
учитывать,что чем более длителен срок обучения в начальной школе (во
многих западных странах начальное звено—шестилетнее),тем более
качественным становится фундамент,который закладывается начальным уровнем
обучения как предпосылка дальнейшего успешного образования, поэтому
сокращение срока обучения в первом школьном звене возможно в
исключительных случаях.
1.2.

8

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРУЕМЫХРЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Всё
наполнение
программы
начального
общего
образования(содержание и планируемые результаты обучения,условия
организации образовательной среды) подчиняется современным целям
начального образования, которые представлены во ФГОС как система
личностных,
метапредметных
и
предметных
достижений
обучающегося.Личностные результаты включают ценностные отношения
обучающегося к окружающему миру,другим людям,а также к самому себе
как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание её социальной
значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачии др.).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
познавательных,
коммуникативных
и
регулятивных
универсальных
действий,которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а
также становление способности к самообразованию и саморазвитию.В
результате освоения содержания различных предметов, курсов, модулей
обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также
различными знаково-символическими средствами, которые помогают
обучающимся применять знания как в типовых,так и в новых,нестандартных
учебных ситуациях.
В специальном разделе программы начального общегообразования
характеризуется система оценки достижений планируемых результатов освоения
основной образовательной программы.При определении подходов к
контрольно-оценочной деятельности младших школьников учитываются
формы и виды контроля, а также требования к объёму и числу проводимых
контрольных,проверочных и диагностических работ.Ориентиром в этом
направлении служат «Рекомендации для системы общегообразования по
основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур
в обще образовательных организациях»,подготовленные в 2021г.Федеральной
службой по надзору в сфере образования и науки РФ.Для первого уровня
школьного образования очень важно целесообразно организовать
образовательную среду.Все особенности её конструирования прописываются в
организационном
разделе
программы:учебный
план,внеурочная
деятельность,воспитательные
мероприятия,возможность
использования
предметных
кабинетов
(изобразительного
искусства,музыки,технологии),специально оборудованных территорий для
занятий физической культурой и спортом и т.п.

9

1.3.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1.3.1. Общиеположения
В ФГОС НОО отмечается,что«независимо от формы получения
начального общего образования и формы обучения ФГОС является основой
объективной
оценки
соответствия
установленным
требованиям
образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших
программу начального общегообразования». Это означает, что ФГОС задаёт
основные требования к образовательным результатам и средствам оценки
ихдостижения.
Система оценки достижения планируемых результатов (далее —
система оценки) является частью системы оценки и управления качеством
образования в образовательной организации и служит основой при разработке
образовательной организацией собственного «Положения об оценке
образовательных достижений обучающихся».
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей
системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного
образования.Её
основными
функциями
являются
ориентация
образовательного процесса на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования
и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять
управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
образовательной организации являются:
1)
оценка образовательных достижений обучающихся на
различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой
аттестации,а
также
основа
процедур
внутреннего
мониторинга
образовательной
организации,
мониторинговых
исследований
муниципального, регионального и федерального уровней; оценка
результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных
процедур;
2)
оценка результатов деятельности образовательной организации
как основа аккредитационных процедур.
Основным объектом системы оценки, её содержательной и
критериальной
базой
выступают
требования
ФГОС,
которые
конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися
основной образовательной программы образовательной организации. Эти
требования конкретизированы в разделе«Общая характеристика планируемых
результатов освоения основной образовательной программы»настоящего
документа.Система оценки включает процедуры внутренней и внешней
оценки.
Внутренняя оценка включает:
10

1)
стартовую педагогическую диагностику;
2)
текущую и тематическую оценку;
3)
портфолио;
4)
психолого-педагогическое наблюдение;
5)
внутришкольный мониторинг образовательных достижений.
К внешним процедурам относятся:
1)
независимая оценка качества образования;
2)
мониторинговые исследования муниципального, регионального
и федерального уровней.
Особенности каждой из указанных процедур описаны в п.
1.4.3настоящейпрограммы.
В соответствии с ФГОС НОО система оценки образовательной
организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный
подходы к оценке образовательных достижений.Системно-деятельностный
подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке
способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности
обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в
качестве которых выступают планируемые результаты обучения,выраженные в
деятельностной форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации
индивидуальной работы с обучающимися.Он реализуется как по отношению к
содержанию оценки,так и к представлению и интерпретации результатов
измерений.
Уровневый подход реализуется за счёт фиксации различных уровней
достижения обучающимися планируемых результатов базового уровня и
уровней выше и ниже базового.Достижение базового уровня свидетельствует
о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно
отрабатываемые
со
всеми
обучающимися
в
ходе
учебного
процесса.Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей
знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и
усвоения последующего материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений
реализуется путём:
■ оценки предметных и метапредметных результатов;
■ использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей,
тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой
оценки; использования контекстной информации (об особенностях
обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации
полученных результатов в целях управления качеством образования;
■ использования
разнообразных методов и форм оценки, взаимно
дополняющих друг друга: стандартизированных устных и письменных работ,
проектов, практических (в том числе исследовательских) и творческих работ;
11

использования форм работы, обеспечивающих возможность включения
младших школьников в самостоятельную оценочную деятельность
(самоанализ, самооценка, взаимооценка);
■ использования мониторинга динамических показателей освоения умений
и знаний, в том числе формируемых с использованием информационнокоммуникативных(цифровых)технологий.
■

Особенности оценки метапредметных и предметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы,которые представлены в программе формирования универсальных
учебных действий обучающихся и отражают совокупность познавательных,
коммуникативных ирегулятивных универсальных учебныхдействий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт всех
учебных предметов и внеурочной деятельности.
Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения
сформированности:
1)
универсальных учебных познавательных действий;
2)
универсальных учебных коммуникативных действий;
3)
универсальныхучебныхрегулятивныхдействий.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
согласно ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся
следующих групп умений:
базовыелогическиедействия:
1)
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
2)
объединять части объекта (объекты) по определённому
признаку;
3)
определять существенный признак для классификации,
классифицировать предложенные объекты;
4)
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим
работником алгоритма;
5)
выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
6)
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по
опыту,делатьвыводы;
базовые исследовательские действия:
1)
определять разрыв между реальным и желательным
состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим
работником вопросов;
2)
с помощью педагогического работника формулировать цель,
планировать изменения объекта, ситуации;
1.3.2.

12

3)
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать
наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
4)
проводить по предложенному плану опыт, несложное
исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей
между объектами (часть — целое, причина — следствие);
5)
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
классификации, сравнения, исследования);
6)
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или исходных ситуациях;
работа с информацией:
1)
выбирать источник получения информации;
2)
согласно заданному алгоритму находить в предложенном
источнике информацию, представленную в явном виде;
3)
распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основании предложенного педагогическим
работником способа её проверки;
4)
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)
элементарные правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете;
5)
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
6)
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
согласно ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся
следующих групп умений:
общение:
1)
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
2)
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
3)
признавать возможность существования разных точек зрения;
4)
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
5)
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
6)
создавать устные и письменные тексты (описание,
рассуждение, повествование);
7)
готовить небольшие публичные выступления;
8)
подбирать иллюстративный материал (рисунки,фото,плакаты) к
тексту выступления;
совместная деятельность:
1)
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
13

(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
2)
принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
3)
проявлять готовность руководить,выполнять поручения,
подчиняться;
4)
ответственно выполнять свою часть работы;
5)
оценивать свой вклад в общий результат;
6)
выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
согласно ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся
следующих групп умений:
самоорганизация:
1)
планировать действия по решению учебной задачи для
получения результата;
2)
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
1)
устанавливать
причины
успеха/неудач
в
учебной
деятельности;
2)
корректировать свои учебные действия для преодоления
ошибок.
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как
педагогическим работником входе текущей и промежуточной оценки по
предмету,так и администрацией образовательной организации в ходе
внутришкольного мониторинга.В текущем учебном процессе отслеживается
способность обучающихся разрешать учебные ситуации выполнять учебные
задачи,требующие
владения
познавательными,коммуникативными
и
регулятивными действиями,реализуемыми в предметном преподавании.
В ходе внутришкольного мониторинга проводится оценка
сформированности учебных универсальных действий.Содежание и
периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением
педагогического совета. Инструментарий строится на межпредметной основе
и может включатьдиагностические материалы по оценке читательской и
ИКТ(цифровой)грамотности,сформированности
регулятивных,коммуникативных и познавательных учебных действий.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку
достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным
предметам.Основой для оценки предметных результатов являются
положения ФГОС НОО,представленные в разделах I «Общие положения» и
IV «Требования к результатам освоения программы начального общего
14

образования».Формирование предметных результатов обеспечивается каждой
учебной дисциплиной.
Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС НОО
является способность к решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач, основанных на изучаемом учебном материале и
способах
действий,
в
том
числе
метапредметных
(познавательных,регулятивных,коммуникативных) действий.
Для оценки предметных результатов предлагаются следующие
критерии: знание и понимание, применение, функциональность.
Обобщённый критерий «знание и понимание» включает знание и
понимание роли изучаемой области знания/вида деятельности в различных
контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также
процедурных знаний или алгоритмов.
Обобщённый критерий «применение» включает:
Использование изучаемого материала при решении учебных задач,
различающихся
сложностью
предметного
содержания,сочетанием
универсальных познавательных действий и операций, степенью
проработанности в учебном процессе;
использование специфических для предмета способов действий и
видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
применению и преобразованию при решении учебных задач/проблем, в том
числе в ходе поисковой деятельности,учебно-исследовательской и учебнопроектной деятельности.
Обобщённый критерий «функциональность» включает осознанное
использование приобретённых знаний и способов действий при решении
внеучебных проблем,различающихся сложностью предметного содержания,
читательских умений,контекста, а так же сочетанием когнитивных операций.
Оценка предметных результатов ведётся каждым педагогическим
работником в ходе процедур текущей, тематической,промежуточной и
итоговой оценки, а также администрациейобразовательной организации в ходе
внутришкольного мониторинга.
Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в
приложении
к
образовательной
программе,
которая
утверждается
педагогическим советом образовательной организации и доводится до
сведения обучающихся и их родителей (законных представителей).
Описание должно включать:
1) список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их
формирования
и
способов
оценки
(например,
текущая/тематическая;устно/письменно/практика);
2) требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию
(при необходимости — с учётом степени значимости отметок за отдельные
оценочные процедуры);
3) график контрольныхмероприятий.

15

1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур
Стартовая педагогическая диагностика представляет собой
процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования.
Проводится администрацией образовательной организации в начале 1 класса и
выступает как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных
достижений. Объектом оценки является сформированность предпосылок
учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счётом.
Стартовая диагностика может проводиться также педагогическими
работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов
(разделов).Результаты стартовой диагностики являются основанием для
корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
Текущая
оценка
представляет
собой
процедуру
оценки
индивидуального
продвижения
в
освоении
программы
учебногопредмета.Текущая
оценка
может
быть
формирующей,
т.е.поддерживающей и направляющей усилия обучающегося,включающей
его
в
самостоятельную
оценочную
деятельность,и
диагностической,способствующей
выявлению
и
осознанию
педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в
обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые
результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом
планировании. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов
проверки(устные и письменные опросы, практические работы, творческие
работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия,
листы продвижения и др.) с учётом особенностей учебного предмета и
особенностей
контрольно-оценочной
деятельности
педагогического
работника. Результаты текущей оценки являются основой для
индивидуализации учебного процесса; при этом отдельные результаты,
свидетельствующие об успешности обучения и достижении тематических
результатов в более сжатые(по равнению с планируемыми педагогическим
работником) рокимогут включаться в систему накопительной оценки и
служить основанием, например, для освобождения обучающегося от
необходимости выполнять тематическую работу1.
Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня
достижения тематических планируемых результатов по предмету, которые
представлены в тематическом планировании в примерных рабочих
программах.
По предметам, вводимым образовательной организацией самостоятельно,
тематические
планируемые
результаты
устанавливаются
самой
образовательной организацией. Тематическая оценка может вестись как в
ходе изучения темы,так и вконце её изучения.Оценочные процедуры
1Накопительная

оценка рассматривается как способ фиксации
обучающимся основных умений, характеризующих достижение
планируемого результата на всех этапах его формирования.

16

освоения
каждого

подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки
достижения всей совокупности тематических планируемых результатов и
каждого из них.Результаты тематической оценки являются основанием для
коррекции учебного процесса и его индивидуализации.
Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и
творческой активности обучающегося, направленности, широты или
избирательности интересов, выраженности проявлений творческой
инициативы, а также уровня высших достижений,демонстрируемых данным
обучающимся.В портфолио включаются как работы обучающегося(в том
числе фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы
(например,наградныелисты,дипломы,сертификатыучастия,рецензии
и
др.).Отбор работ и отзывов для портфолио ведётся самим обучающимся
совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение
каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не
допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в
электронном виде в течение всех лет обучения в начальной школе.
Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке
рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории и
могут отражаться в характеристике.
Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры:
1)
оценки уровня достижения предметных и метапредметных
результатов;
2)
оценки уровня функциональной грамотности;
3)
оценки уровня профессионального мастерства педагогического
работника, осуществляемой на основе административных проверочных работ,
анализа посещённых уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых
обучающимся педагогическим работником.
Содержание
и
периодичность
внутришкольного
мониторинга
устанавливается решением педагогического совета. Результаты внутришкольного
мониторинга являются основанием для рекомендаций как для текущей
коррекции учебного процесса и его индивидуализации, так и для повышения
квалификации педагогического работника. Результаты внутришкольного
мониторинга в части оценки уровня достижений обучающихся обобщаются и
отражаются в их характеристиках.
Промежуточная аттестация представляет собой процедуруаттестации
обучающихся, которая начиная со второго классапроводится в конце каждой
четверти (или в конце каждоготриместра) и в конце учебного года по
каждому изучаемомупредмету.Промежуточная аттестация проводится на
основерезультатов
накопленной
оценки
и
результатов
выполнениятематических
проверочных
работ
и
фиксируется
в
документеобобразовании(дневнике).
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных
планируемых результатов и универсальных учебных действий, является
основанием для перевода в следующий класс.Порядок проведения
промежуточной аттестации регламентируется Федеральным законом «Об
17

образовании в Российской Федерации » (ст.58)и иными нормативными
актами.
Итоговая оценка является процедурой внутренней оценки
образовательной организации и складывается из результатов накопленной
оценки и итоговой работы по предмету.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные
на основном содержании предмета с учётом формируемых метапредметных
действий.
Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне
образования государственного образца.
Характеристика готовится на основании:
объективных показателей образовательных достижений обучающегося на
уровне начального общего образования;
портфолио выпускника;
экспертных оценок классного руководителя и педагогических
работников, обучавших данного выпускника на уровне начального общего
образования.
В характеристике выпускника:
отмечаются образовательные достижения обучающегося по
достижению личностных, метапредметных и предметных результатов;
даются педагогические рекомендации к выбору индивидуальной
образовательной траектории на уровне основного общего образования с учётом
интересов
обучающегося,
выявленных
проблем
и
отмеченных
образовательных достижений.
Рекомендации педагогического коллектива к выбору индивидуальной
образовательной траектории и доводятся до сведения выпускника и его
родителей
(законных
представителей

18

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1.2. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

19

1.3.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

20

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.2.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

21

1.3. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.4. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

22

1.5. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система условий реализации программы начального общего
образования, созданная в образовательной организации, направленана:
1)
достижение обучающимися планируемых результатов освоения
программы начального общего образования,в том числе адаптированной;
2)
развитие
личности,её
способностей,
удовлетворение
образовательных потребностей и интересов, самореализацию обучающихся,в
том числе одарённых,через организацию урочной и внеурочной деятельности,
социальных практик, включая общественно полезную деятельность,
профессиональные пробы, практическую подготовку, использование
возможностей организаций дополнительного образования и социальных
партнёров;
3)
формирование функциональной грамотности обучающихся
(способности решатьучебные задачи и жизненные проблемные ситуации на
основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности), включающей овладение ключевыми навыками,
составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентацию
в мире профессий;
4)
формирование социокультурных и духовно-нравственных
ценностей обучающихся,основ их гражданственности, российской
гражданской идентичности;
5)
индивидуализацию
процесса
образования
посредством
проектирования и реализации индивидуальных учебных планов, обеспечения
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников;
6)
участие обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в
проектировании и развитии программы начального общего образования и
условий её реализации, учитывающих особенности развития и возможности
обучающихся;
7)
включение обучающихся в процессы преобразования
социальной среды (класса, школы), формирования у них лидерских качеств,
опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и
программ при поддержке педагогических работников;
8)
формирование
у
обучающихся
первичного
опыта
самостоятельной образовательной, общественной, проектной, учебноисследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности;
9)
формирование у обучающихся экологической грамотности,
навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды
образа жизни;
10)
использование в образовательной деятельности современных
образовательных технологий, направленных в том числе на воспитание
обучающихся и развитие различных форм наставничества;
23

11)
обновление содержания программы начального общего
образования, методики технологий её реализации в соответствии с динамикой
развития системы образования, запросов обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся с учётом национальных
и культурных особенностей субъекта Российской Федерации;
12)
эффективное использование профессионального и творческого
потенциала педагогических и руководящих работников организации,
повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и
правовой компетентности;
13)
эффективное управление организацией с использованием
ИКТ, современных механизмов финансирования реализации программ
начального общего образования.
При реализации настоящей образовательной программы начального
общего образования в рамках сетевого взаимодействия используются ресурсы
иных организаций, направленные на обеспечение качества условий
реализации образовательной деятельности1.
Информация об организациях, предоставляющих ресурсы для
реализации настоящей образовательной программы, может оформляться
следующим образом:

24

Кадровые условия реализации основной образовательной
программы начального общего образования
Для реализации программы начального общего образования
образовательная организация должна быть укомплектована кадрами,
имеющими необходимую квалификацию для решения задач, связанных с
достижением целей и задач образовательной деятельности.
Обеспеченность кадровыми условиями включает в себя:
1)
укомплектованность
образовательной
организации
педагогическими,руководящими и иными работниками;
2)
уровень квалификации педагогических и иных работников
образовательной организации, участвующих в реализации основной
образовательной программы и создании условий для её разработки и
реализации;
3)
непрерывность профессионального развития педагогических
работников образовательной организации, реализующей образовательную
программу начального общего образования.
Укомплектованность образовательной организации педагогическими,
руководящими и иными работниками характеризируется замещением 100 %
вакансий, имеющихся в соответствии с утверждённым штатным
расписанием.
Уровень квалификации педагогических и иных работников
образовательной организации, участвующих в реализации основной
образовательной программы и создании условий для её разработки и
реализации, характеризуется наличием документов о присвоении
квалификации,соответствующей должностным обязанностям работника.
Основой для разработки должностных инструкций, содержащих
конкретный перечень должностных обязанностей работников,с учётом
особенностей организации труда и управления,а также прав, ответственности
и компетентности работников образовательной организации,служат
квалификационные
характеристики,
указанные
в
квалификационныхсправочниках, и (или)профессиональных стандартах
(приналичии).
В основу должностных обязанностей положены представленные в
профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного,начального общего,основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)» обобщённые трудовые функции,
которые могут быть поручены работнику,занимающему даннуюдолжность.
Уровень квалификации педагогических и иных работников
образовательной организации,участвующих в реализации основной
образовательной программы и создании условий для её разработки и
реализации,
характеризуется
также
результатами
аттестации—
квалификационными категориями.
Аттестация педагогических работников в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации»(ст. 49) проводится в целях
1.5.1.

25

подтверждения их соответствия занимаемым должностям на основе оценки их
профессиональной деятельности,с учётом желания педагогических
работников в целях установления квалификационной категории. Проведение
аттестации педагогических работников в целях подтверждения их соответствия
занимаемым должностям осуществляется не реже одного раза в пять лет на
основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными
комиссиями,
самостоятельно
формируемыми
образовательной
организацией.
Проведение аттестации в целях установления квалификационной
категории педагогических работников осуществляется аттестационными
комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной
власти, в ведении которых эти организации находятся. Проведение аттестации
в
отношении
педагогических
работников
образовательных
организаций,находящихся в ведении субъекта Российской Федерации,
муниципальных и частных организаций, осуществляется аттестационными
комиссиями,формируемыми уполномоченными органами государственной
власти субъектов РоссийскойФедерации.
Информация об уровне квалификации педагогических ииных
работников,
участвующих
в
реализации
настоящей
основной
образовательной программы и создании условий для её разработки и
реализации,может оформляться следующимобразом:
Кроме того, образовательная организация должна быть укомплектована
вспомогательным персоналом, обеспечивающим создание и сохранение
условий материально-технических и информационно-методических условий
реализации основной образовательной программы.
Профессиональное развитие и повышение квалификации
педагогических работников. Основным условием формирования и
наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала
образовательной организации является обеспечение адекватности системы
непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в
системе образования в целом.
Непрерывностьпрофессионального развития педагогических и иных
работников образовательной организации, участвующих в разработке и
реализации основной образовательной программы начального общего
образования,
характеризуется
долей
работников,
повышающих
квалификацию не реже 1 раза в3года.
При этом могут быть использованы различные образовательные
организации, имеющие соответствующую лицензию.
В ходе реализации основной образовательной программы
предполагается оценка качества и результативности деятельности
педагогических работников с целью коррекции их деятельности, а также
определения стимулирующей части фонда оплаты труда.
Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная
26

готовность работников образования к реализации ФГОС начального общего
образования:
1)
обеспечение оптимального вхождения работников образования в
систему ценностей современного образования;
2)
освоение системы требований к структуре основной
образовательной программы, результатам её освоения и условиям
реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности
обучающихся;
3)
овладение
учебно-методическими
и
информационнометодическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач
ФГОС начального общего образования.
Одним из важнейших механизмов обеспечения необходимого
валификационного уровня педагогических работников, участвующих в
разработке и реализации основной образовательной программы начального
общего образования, является система методической работы ,обеспечивающая
сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований
ФГОС начального общего образования.
Актуальные вопросы реализации программы начального общего
образования рассматриваются методическими объединениями,действующими
в образовательной организации, а так же методическими и учебнометодическими объединениями в сфере общего образования,действующими
на муниципальном и региональном уровнях.
Педагогическими
работниками
образовательной
организации
системно разрабатываются методические темы, отражающие их непрерывное
профессиональное развитие.Отчёт о методических темах,обеспечивающих
необходимый уровень качества как учебной и методической документации,
так и деятельности по реализации основной образовательной программы
основного общего образования, может оформляться следующим образом:
3.5.2. Психолого-педагогические условия реализации основной
образовательной программы начального общего образования
Психолого-педагогические условия, созданные в образовательной
организации, обеспечивают исполнение требований ФГОС НОО к
реализации основной образовательной программы начального общего
образования, в частности:
1)
обеспечивают преемственность содержания и форм организации
образовательной деятельности при реализации образовательных программ
начального, основного и среднего общего образования;
2)
способствуют
социально-психологической
адаптации
обучающихся к условиям образовательной организации с учётом специфики
их возрастного психофизиологического развития,включая особенности
адаптации к социальной среде;
3)
способствуют
формированию
и развитию
психологопедагогической компетентности работников образовательной организации и
27

родителей (законных представителей) несовершеннолетнихобучающихся;
4)
обеспечивают профилактику формирования у обучающихся
девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности.
В
образовательной
организации
психолого-педагогическое
сопровождение реализации программы начального общего образования
осуществляется квалифицированными специалистами (указать количество при
наличии):
педагогом-психологом;учителем-логопедом;учителем-дефектологом;
тьюторами;
социальным педагогом.
В процессе реализации основной образовательной программы
начального общего образования образовательной организацией обеспечивается
психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных
отношений
посредством
системной
деятельности
и
отдельных
мероприятий,обеспечивающих:
1)
формирование
и
развитие
психолого-педагогической
компетентности всех участников образовательных отношений;
2)
сохранение и укрепление психологического благополучия и
психического здоровья обучающихся;
3)
поддержка
и
сопровождение
детско-родительских
отношений;
4)
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
5)
дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания
с учётом особенностей когнитивного и эмоционального развития
обучающихся;
6)
мониторинг возможностей и способностей обучающихся,
выявление, поддержка и сопровождение одарённых детей;
7)
создание условий для последующего профессионального
самоопределения;
8)
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной
среде и среде сверстников;
9)
поддержка
детских
объединений,
ученического
самоуправления;
10)
формирование психологической культуры поведения в
информационной среде;
11)
развитие психологической культуры в области использования
ИКТ.
В процессе реализации основной образовательной программы
осуществляется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение
всех участников образовательных отношений, в том числе (указать при
наличии):
обучающихся, испытывающих трудности в освоении программы
основного общего образования, развитии и социальной адаптации;
обучающихся, проявляющих индивидуальные способности, и
одарённых;
28

обучающихся с ОВЗ;
педагогических, учебно-вспомогательных и иных работников
образовательной организации, обеспечивающих реализацию программы
начального общего образования;
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся.
Психолого-педагогическая поддержка участников образовательных
отношений реализуется диверсифицировано, на уровне образовательной
организации, классов, групп, а также наиндивидуальном уровне.
В процессе реализации основной образовательной программы
используются такие формы психолого-педагогического сопровождения,как:
1)
диагностика, направленная на определение особенностей
статуса обучающегося, которая может проводиться на этапе перехода
обучающегося на следующий уровень образования и в конце каждого
учебного года(краткое описание диагностических процедур, методик,
графика проведения — при наличии);
2)
консультирование
педагогов
и
родителей
(законных
представителей), которое осуществляется педагогическим работником и
психологом с учётом результатов диагностики, а так же администрацией
образовательной организации (расписание консультаций и сотрудников,
уполномоченных их проводить);
3)
профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение,
коррекционная работа, осуществляемая в течение всего учебного времени
(план-график проведения мероприятий — при наличии).
3.5.3. Финансово-экономические условия реализации образовательной
программы начального общего образования
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы
начального общего образования опирается на исполнение расходных
обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение
общедоступного и бесплатного начального общего образования. Объём
действующих расходных обязательств отражается в государственном задании
образовательной организации.
Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие
качество и (или) объём (содержание) государственной услуги (работы), а
также порядок её оказания (выполнения).
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы
начального общего образования бюджетного (автономного)учреждения
осуществляется исходя из расходных обязательств на основе
государственного (муниципального) задания по оказанию государственных
(муниципальных) образовательных услуг, казённого учреждения—на
основании бюджетной сметы.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного начального общего образования в
общеобразовательных организациях осуществляется в соответствии с
нормативами,определяемыми органами государственной власти субъектов
29

Российской Федерации. При этом формирование и утверждение нормативов
финансирования государственной (муниципальной) услуги по реализации
программ начального общего образования осуществляются в соответствии с
общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание
государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начальног
ообщего,основного общего,среднего общего,среднего профессионального
образования,
дополнительного
образования
детей
и
взрослых,дополнительного
профессионального
образования
длялиц,имеющих или получающих средне епрофессиональное образование,
профессионального обучения, применяемых при расчёте объёма субсидии на
финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального)
задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение
работ) государственным (муниципальным) учреждением.
Норматив затрат на реализацию образовательной программы начального
общего образования — гарантированный минимально допустимый объём
финансовых средств в год в расчёте на одного обучающегося, необходимый для
реализации образовательной программы начального общего образования,
включая:
1)
расходы на оплату труда работников,участвующих в
разработке и реализации образовательной программы начального общего
образования;
2)
расходы
на
приобретение
учебников
и
учебных
пособий,средство бучения;
3)
прочие расходы (за исключением расходов на содержание
зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных
бюджетов).
Нормативные затраты на оказание государственной или
муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому виду
и направленности образовательных программ с учётом форм обучения, типа
образовательной организации,сетевой формы реализации образовательных
программ, образовательных технологий, обеспечения дополнительного
профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения
безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья
обучающихся, а также с учётом иных предусмотренных законодательством
особенностей организации и осуществления образовательной деятельности
(для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной
деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными
стандартами, в расчёте на одного обучающегося, если иное не установлено
законодательством РФ или субъекта РФ.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять засчёт средств
местных бюджетов финансовое обеспечение предоставления начального
общего
образования
муниципальными
общеобразовательными
организациями в части расходов на оплату труда работников,реализующих
образовательную программу начального общего образования, расходов на
приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения,
30

игр,игрушек сверх норматива финансового обеспечения, определённого
субъектом РоссийскойФедерации.
В соответствии с расходными обязательствами органов местного
самоуправления по организации предоставления общего образования в
расходы местных бюджетов включаются расходы,связанные с организацией
подвоза обучающихся к образовательным организациям и развитием сетевого
взаимодействия для реализации основной образовательной программы
начального общего образования (при наличии этих расходов).
Образовательная организация самостоятельно принимает решение в
части
направления
и
расходования
средств
государственного
(муниципального) задания. И самостоятельно определяет долю средств,
направляемых на оплату труда и иные нужды, необходимые для
выполнения государственного задания, придерживаясь при этом принципа
соответствия структуры направления и расходования бюджетных средств
структуре норматива затрат на реализацию образовательной программы
начального общего образования (заработная плата с начислениями, прочие
текущие расходы на обеспечение материальных затрат, непосредственно
связанных с учебной деятельностью общеобразовательных организаций).
Нормативные
затраты
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг включают в себя затраты на оплату труда
педагогических работников с учётом обеспечения уровня средней заработной
платы педагогических работников за выполняемую ими учебную
(преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в
соответствии с Указами Президента Российской Федерации, нормативноправовыми актами Правительства Российской Федерации, органов
государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников
муниципальных общеобразовательных организаций,включаемые органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы
финансового обеспечения, немогут быть ниже уровня, соответствующего
средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской
Федерации,на территории которого расположены общеобразовательные
организации.
В связи с требованиями ФГОС НОО при расчёте регионального
норматива учитываются затраты рабочего времени педагогических
работников образовательных организаций на урочную и внеурочную
деятельность.
Формирование фонда оплаты труда образовательной организации
осуществляется в пределах объёма средств образовательной организации на
текущий финансовый год, установленного в соответствии с нормативами
финансового обеспечения, определёнными органами государственной власти
субъекта
Российской
Федерации,количеством
обучающихся,соответствующим и поправочными коэффициентами (при их
наличии)
и
окальным
нормативным
актом
образовательной
организации,устанавливающим положение об оплате труда работников
31

образовательной организации.
Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат
определяются локальным и нормативными актами образовательной
организации. В локальных нормативных актах о стимулирующих выплатах
определены критерии и показатели результативности и качества
деятельности образовательной организации и достигнутых результатов,
разработанные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения
образовательной программы начального общего образования. В них
включаются: динамика учебных достижений обучающихся, активность их
участия во внеурочной деятельности; использование педагогическими
работниками современных педагогических технологий, в том числе
здоровьесберегающих; участие в методической работе, распространение
передового
педагогического
опыта;
повышение
уровня
профессиональногомастерства идр.
Образовательная организация самостоятельно определяет:
1)
соотношение базовой и стимулирующей частей фонда оплаты
труда;
2)
соотношение
фонда
оплаты
труда
руководящего,
педагогического,инженерно-технического,административно-хозяйственного,
производственного, учебно-вспомогательного ииногоперсонала;
3)
соотношение общей и специальной частей внутри базовой
части фонд аоплаты труда;
4)
порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты
труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными
правовыми актами.
В распределении стимулирующей части фонда оплаты трудау
читывается мнение коллегиальных органов управления образовательной
организации (например, Общественного совета образовательной организации),
выбранного органа первичной профсоюзной организации.
При реализации основной образовательной программы с привлечением
ресурсов иных организаций, на условиях сетевого взаимодействия
образовательная
организация
разрабатывает
финансовый
механизм
взаимодействия между образовательной организацией и организациями
дополнительного образования детей,а так же другими социальными
партнерами,организующими внеурочную деятельность обучающихся, и
отражает его в своих локальных нормативных актах.
Взаимодействие осуществляется:
1)
на основе соглашений и договоров о сетевой форме
реализации образовательных программ на проведение занятий в рамках
кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной
деятельности
на
базе
образовательной
организации(организации
дополнительного образования,клуба,спортивного комплексаи др.);
2)
за счёт выделения ставок педагогов дополнительного
образования, которые обеспечивают реализацию для обучающихся
образовательной организации широкого спектра программ внеурочной
32

деятельности.
Примерный календарный учебный график реализации образовательной
программы,примерные условия образовательной деятельности, включая
примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы разрабатываются в соответствии с
Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»(ст.2,п.10).
Примерный расчёт нормативных затрат оказания государственных
услуг по реализации образовательной программы начального общего
образования соответствует нормативным затратам, определённым Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 сентября 2021 г.
№ 662 «Об утверждении общих требований к определению нормативных
затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего,среднего общего,
среднего профессионального образования, дополнительного образования
детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для
лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование,
профессионального обучения, применяемых при расчёте объёма субсидии на
финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального)
задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение
работ) государственным (муниципальным) учреждением» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 15 ноября 2021 г.,
регистрационный №65811).
Примерный расчёт нормативных затрат оказания государственных
услуг по реализации образовательной программы начального общего
образования определяет нормативные затраты субъекта Российской
Федерации (муниципального образования),связанные с оказанием
государственными (муниципальными) организациями,осуществляющими
образовательную деятельность, государственных услуг по реализации
образовательных программ в соответствии с Федеральным законом
«Обобразовании в РоссийскойФедерации» (ст.2,п.10).
Финансовое
обеспечение
оказания
государственных
услуг
осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных
образовательной организацией на очередной финансовыйгод.

33

3.5.4. Информационно-методические условия реализации программы
начального общего образования
Информационно-образовательная среда как условие реализации
программы начального общего образования
В соответствии с требованиями ФГОСНОО реализация программы
начального общего образования обеспечивается современной информационнообразовательной средой.
Под
информационно-образовательной
средой
(ИОС)
образовательной организации понимается открытая педагогическая система,
включающая разнообразные информационные образовательные ресурсы,
современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие
организовать дистанционную форму обучения, способствующие реализации
требований ФГОС.
Основными компонентами ИОС являются:
1)
учебно-методические комплекты по всем учебным предметамна
языках обучения, определённых учредителем образовательной организации;
2)
учебно-наглядные пособия (средства натурного фонда, печатные
средства надлежащего качества демонстрационные и раздаточные, экраннозвуковые средства, мультимедийные средства);
3)
фонд дополнительной литературы (детская художественная и
научно-популярная
литература,
справочно-библиографические
и
периодические издания).
Образовательной
организацией
применяются
информационнокоммуникационные технологии (ИКТ),в том числе с использованием
электронных образовательных ресурсов и ресурсов Интернета, а так же
прикладные программы, поддерживающие административную деятельность и
обеспечивающие
дистанционное
взаимодействие
все
хучастников
образовательных отношений как внутриобразовательной организации, так и
с
другими
организациями
социальной
сферы
и
органами
управления.Функционирование ИОС требует наличия в образовательной
организации технических средств и специального оборудования.
Образовательная организация должна располагать службой
технической поддержки ИКТ.
Информационно-коммуникационные средства и технологии
обеспечивают:
1.
достижение личностных,предметных и метапредметных
результатов обучения при реализации требований ФГОСНОО;
2.
формирование функциональной грамотности;
3.
доступ к учебным планам, рабочим программам учебных
предметов,курсов внеурочной деятельности;
4.
доступ к электронным образовательным источникам,
указанным в рабочих программах учебных предметов, с целью поиска и
получения информации (учебной и художественной литературе, коллекциям
медиаресурсов на съёмных дисках, контролируемым ресурсам локальной
сети Интернета);
34

5.
организацию учебной и внеурочной деятельности, реализация
которых предусмотрена с применением электронного обучения, с
использованием электронных пособий (обучающих компьютерных игр,
тренажёров, моделей с цифровым управлением и обратной связью);
6.
проведение учебных занятий, процедуры оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий;
7.
реализацию индивидуальных образовательных планов,
осуществление
самостоятельной
образовательной
деятельности
обучающихся при поддержке педагогических работников;
8.
включение обучающихся в проектно-конструкторскую и
поисково-исследовательскую деятельность;
9.
проведение наблюдений и опытов,в том числе с
использованием специального и цифрового оборудования;
10.
фиксацию и хранение информации о ходе образовательного
процесса;
11.
проведение массовых мероприятий, досуга с просмотром
видеоматериалов,организацию театрализованных представлений,обеспеченных
озвучиванием и освещением;
12.
взаимодействие между участниками образовательного
процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие по
средством локальной сети Интернета;
13.
формирование и хранение электронного портфолио
обучающегося.
При работе в ИОС должны соблюдаться правила информационной
безопасности при осуществлении коммуникации в школьных сообществах и
мессенджерах, поиске,анализе ииспользовании информации в соответствии
с учебной задачей, предоставлении персональных данных пользователей
локальной сети Интернета.
Образовательной организацией определяются необходимые меры и
сроки по формированию компонентов ИОС для реализации принятых
рабочих программ начального общего образования в соответствии с
требованиями ФГОСНОО. Созданиев образовательной организации
информационно-образовательной среды может быть осуществлено по
следующим параметрам:

35

Требованияк
учебно-методическомуобеспечениюобразовательной
деятельности включают:
1)
параметры
комплектности
оснащения
образовательной
организации;
2)
параметры
качества
обеспечения
образовательной
деятельности.
3.5.5. Материально-технические условия реализации основной
образовательной программы
Материально-техническая база образовательной организации
обеспечивает:
1)
возможность достижения обучающимися результатов
освоения программы начального общего образования;
2)
безопасность и комфортность организации учебного процесса;
3)
соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и
гигиенических нормативов;
4)
возможность для беспрепятственного доступа детей-инвалидов
и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам
инфраструктуры организации.
В образовательной организации должны быть разработаны и
закреплены
локальными
актами
перечни
оснащения
и
оборудования,обеспечивающие учебный процесс.
Критериальными источниками оценки материально-технических
условий образовательной деятельности являются требования ФГОС НОО,
лицензионные требования и условия Положения о лицензировании
образовательной
деятельности,
утверждённого
постановлением
Правительства Российской Федерации 28 октября 2013 г. № 966, а также
соответствующие приказы и методические рекомендации, в том числе:
1)
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи», утверждённые постановлением Главного санитарного врача
Российской Федерации № 2 от 28 сентября 2020г.;
2)
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утверждённые постановлением Главного
санитарного врача Российской Федерации№2 от 28января 2021г.
3)
Перечень учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего,среднего общего
образования (в соответствии с действующим ПриказомМинистерств
апросвещения РФ);
4)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 03.09.2019 г. № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и
воспитания, необходимых для реализации образовательных программ
36

начального общего, основного общего и среднего общего образования,
соответствующих современным условиям обучения, необходимого при
оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации
мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации
(исходя
из
прогнозируемой
потребности)
новых
мест
в
общеобразовательных организациях, критериев его формирования и
требований к функциональному оснащению, а так же норматива стоимости
оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и
воспитания»(зарегистрирован 25.12.2019№56982);
5)
аналогичные
перечни,
утверждённые
региональными
нормативными актами и локальными актами образовательной организации,
разработанные
с
учётом
особенностей
реализации
основной
образовательной программы в образовательнойорганизации;
6)
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
(Собрание
законодательства
Российской
Федерации,2011,№1,ст.48;2021,№15,ст.2432);
7)
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О
персональных данных» (Собрание законодательства Российской
Федерации,2006,№31,ст.3451;2021,№1,ст.58).
В зональную структуру здания образовательной организации
включены:
1)
Входная зона;
2)
Учебные классы с рабочими местами обучающихся и
педагогических работников;
3)
учебные кабинеты (мастерские, студии) для занятий
технологией, музыкой, изобразительным искусством, хореографией,
иностранными языками;
4)
библиотека
с
рабочими
зонами:книгохранилищем,
медиатекой,читальным залом;
5)
актовый зал;
6)
спортивные сооружения (зал,бассейн,стадион,спортивная
площадка);
7)
помещения для питания обучающихся, а также для хранения
и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации
качественного горячего питания;
8)
административные помещения;
9)
гардеробы,санузлы;
10)
участки
(территории)
с
целесообразным
набором
оснащённых зон.
Состав и площади учебных помещений предоставляют условия для:
1)
начального общего образования согласно избранным
направлениям учебного плана в соответствии с ФГОСНОО;
2)
организации режима труда и отдыха участников
37

образовательного процесса;
3)
размещения в классах и кабинетах необходимых комплектов
специализированной мебели и учебного оборудования, отвечающих
специфике
учебно-воспитательного
процесса
по
данному
предметуилициклуучебныхдисциплин.
В основной комплект школьной мебели и оборудования входят:
1)
доска классная;
2)
стол учителя;
3)
стул учителя (приставной);
4)
кресло для учителя;
5)
столы ученические (регулируемые по высоте);
6)
стулья ученические (регулируемые по высоте);
7)
шкаф для хранения учебных пособий;
8)
стеллаж демонстрационный;
9)
стеллаж/шкаф
для
хранения
личных
вещей
с
индивидуальными ячейками.
Мебель, приспособления, оргтехника и иное оборудование отвечают
требованиям учебного назначения, максимально приспособлены к
особенностям обучения, имеют сертификаты соответствия принятой
категории разработанного стандарта (регламента).
В основной комплект технических средств входят:
1)
компьютер/ноутбук учителя с периферией;
2)
многофункциональное устройство/принтер,сканер,ксерокс;
3)
сетевойфильтр;
4)
документ-камера.
Учебные классы и кабинеты включают следующие зоны:
1)
рабочее место учителя с пространством для размещения
часто используемого оснащения;
2)
рабочую зону обучающихся с местом для размещения
личных вещей;
3)
пространство для размещения и хранения учебного
оборудования.
Организация зональной структуры отвечает педагогическими
эргономическим
требованиям,
комфортности
и
безопасности
образовательного процесса.
Комплекты оснащения классов, учебных кабинетов, иных
помещений и зон внеурочной деятельности формируются в соответствии
со спецификой образовательной организации и включают учебнонаглядные
пособия,сопровождающиеся
инструктивно-методическими
материалами по использованию их в образовательной деятельности в
соответствии с реализуемой рабочей программой.
Оценка
материально-технических
условий
может
быть
осуществлена,например,последующей форме:

38

На основе действующих санитарных правил оценивается наличие и
размещение помещений, необходимого набора зон (для осуществления
образовательной
деятельности,
активной
деятельности
и
отдыха,хозяйственной деятельности, организации питания), их площади,
освещённость, воздушно-тепловой режим, обеспечивающие безопасность и
комфортность организации учебно-воспитательногопроцесса.
Комплектование классов формируется с учётом:
1)
возрастных
и
индивидуальных
психологических
особенностей обучающихся;
2)
ориентации на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения;
3)
необходимости и достаточности;
4)
универсальности,возможности применения одних и тех же
средств обучения для решения комплекса задач.
Интегрированным результатом выполнения условий реализации
программы начального общего образования должно быть создание
комфортной развивающей образовательной среды поотношению к
обучающимся и педагогическим работникам:
1)
обеспечивающей получение качественного начального общего
образования,его
доступность,открытость
и
привлекательность
для
обучающихся,их родителей (законных представителей) и всего
общества,воспитание обучающихся;
2)
гарантирующей
безопасность,охрану
и
укрепление
физического, психического здоровья и социального благополучия
обучающихся.
3.5.6. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
Условия реализации основной образовательной программы:
1)
соответствие требованиям ФГОС;
2)
гарантия
сохранности
и
укрепления
физического,
психологического и социального здоровья обучающихся;
3)
обеспечение достижения планируемых результатов освоения
примерной основной образовательной программы;
4)
учёт
особенностей
образовательной
организации,её
организационной структуры,запросов участников образовательного процесса;
5)
предоставление возможности взаимодействия с социальными
партнёрами,использования ресурсов социума.
Раздел «Условия реализации программ начального общего
образования»должен содержать:
1)
описание
кадровых,
психолого-педагогических,
финансовых,материально-технических, информационно-методических условий
и ресурсов;
2)
обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях
в соответствии с целями и приоритетами образовательной организации при
реализации учебного плана;
39

3)
перечень механизмов достижения целевых ориентиров в
системе условий реализации требований ФГОС;
4)
сетевой график (дорожную карту) по формированию
необходимой системы условий реализации требований ФГОС;
5)
систему мониторинга и оценки условий реализации требований
ФГОС.
Описание системы условий реализации образовательной программы
должно базироваться на результатах проведённой входе разработки
программы комплексной аналитико-обобщающей и прогностической
деятельности включающей:
1)
анализ имеющихся условий и ресурсов реализации
образовательной программы начального общего образования;
2)
установление степени соответствия условий и ресурсов
образовательной организации требованиям ФГОС,а так же целям и задачам
образовательной
программы
образовательной
организации,
сформированным с учётом потребностей всех участников образовательной
деятельности;
3)
выявление проблемных зон и установление необходимых
изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с
требованиями ФГОС;
4)
разработку механизмов достижения целевых ориентиров в
системе условий для реализации требований ФГОС с привлечением всех
участников образовательной деятельности и возможных партнёров;
5)
разработку сетевого графика (дорожной карты) создания
необходимой системы условий для реализации требований ФГОС;
6)
разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции
реализации промежуточных этапов сетевого графика (дорожной карты).

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».